Зачем российские атомщики размещают АЭС на крайнем севере да еще и на воде?

Российские атомщики представили проект модернизированного энергоблока для плавучих АЭС. Их планируют разместить на чукотском мысе Наглейнын для энергоснабжения Баимского горно-обогатительного комбината. Первая российская плавучая АЭС заработала в прошлом году, она находится в порту чукотского города Певек. Реакторы станции «»Академик Ломоносов»» способны обеспечивать электроэнергией город с населением около 100 тысяч человек.

Зачем российские атомщики размещают АЭС на крайнем севере да еще и на воде?
И для каких задач помимо выработки электроэнергии предназначен «Академик Ломоносов»?

События которое вошло в историю мировой атомной энергетики 28 апреля 2018 года из Санкт-петербурга впервые в открытое море вышел плавучий атомный энергоблок «Академик Ломоносов». Первый и единственный в мире. Мобильная атомная электростанция «Академик Ломоносов» это фактически баржа, но специальная с хорошим днищем, с хорошими бортами. Как любую баржу «Академик Ломоносов» на канатах тянули буксиры. Сначала судно преодолела 4000 километров до Мурманска, двигаясь вдоль берегов Эстонии, Финляндии, Швеции, Дании и Норвегии. Мимо и этих стран она прошло без ядерного топлива на борту. Его загрузили уже в Мурманске. А потом плавучая АЭС отправилась в конечный пункт назначения на Чукотку в Певек.

Певек самый северный город России с населением 4000 человек. В конце 2019 года бросивший здесь якорь «Академик Ломоносов» начал подавать в город электричество. А вскоре станция будет еще и обогревать горожан, ведь судно может также нагревать воду для теплоцентралей. Причем мощности плавучей АЭС рассчитаны на 100 тысячный город. Это значит «Академик Ломоносов» со временем сможет обеспечить теплом и электроэнергией всю Чукотку. Регион труднодоступный и поэтому изолированный от единой энергосистемы России.

У нас достаточно слабо разветвленная сеть железных и шосейных дорог на крайнем севере Сибири. А вот с моря можно подвести необходимое количество подобных плавучих энергоблоков, которые будут обеспечивать электроэнергией работу предприятий, добычу полезных ископаемых и жизнь людей с комфортабельными условиями.

По запасам рудного золота Чукотка превосходит северную Канаду и Аляску. Также в регионе есть месторождения нефти, газа, серебра, меди и олова. Но без электричества, которого здесь не хватает, масштабная добыча природных богатств невозможна. Плавучая АЭС, по замыслу создателей, способна решить эту проблему. Со временем она полностью заменит собой технически устаревшие Билибинскую АЭС и Чаунскую ТЭЦ.

Идея плавучих источников энергии не нова. Первая в России электростанция, работавшая в Петербурге в 1883 году, тоже размещалась на воде. Вот фотография того времени баржа пришвартована у зеленого моста на мойке. Электростанция давала 200 киловатт и это была приличная мощность. Освещались дома и часть Невского. Баржа специально проектировалась на воде, чтобы не занимать ценную площадь Санкт-петербурга.

 

В советское время плавучим источником энергии стал легендарный ледокол «Красин». Во время второй мировой войны он водил за собой транспортные караваны в Арктику и участвовал в сражениях. А в 1972 году его модернизировали — вместо паровых машин на «Красин» установили турбогенераторы. Так ледокол превратился в электростанцию.

 

«Красин» стал плавучий электростанцией и использовался морнефтеразведкой в районе Арктики, бывал на Шпицбергене. По существу ему нужна была только топливо — сначала уголь, потом мазут там использовался. Он выдавал свои шесть тысяч киловатт для потребления в поселке геологоразведки и предприятия. И к 90-м годам, полностью исчерпав свой ресурс, в настоящем времени он стал памятником.

В отличие от ледокола «Красин» плавучий атомный энергоблок «Академик Ломоносов» не самоходное судно — и у него нет винтов двигателей и руля при этом по размеру гигант не уступает ледоколу. Длина 140 метров, ширина 30, высота вместе с трубой и мачтой 50 м. Это целый 15-ти этажный дом. Такую электростанцию можно отбуксировать куда угодно и она будет беспрерывно работает 12 лет. Практически ее можно поставить в любом месте на воде земного шара хоть в Африке. На работоспособность его систем внешняя температура влиять не
будет.

Когда «Академик Ломоносов» стоял у причала в Санкт-петербурге его осматривали делегации со всего мира. Повышенный интерес проявили представители не северных, а южных государств. Во многих странах Африки и латинской Америки страдают из-за нехватки питьевой воды. Взять хотя бы Египет, который по оценкам экспертов 2025 году столкнется с её острым дефицитом.

 

Решение проблемы есть на борту российского судна. Она снабжена опреснительной установкой, которая дает возможность из морской воды вырабатывать питьевую пресную воду. Мощности плавучей АЭС достаточно, чтобы в сутки выдавать до 240 тысяч кубометров пресной воды. Этого хватит, чтобы обеспечить несколько европейских стран.

Как устроены и работают опреснительные установки » Школа для электрика: электротехника и электроника

Это судно полностью российский проект. При его создании особое внимание уделяли безопасности. У плавучей АЭС двойное дно, двойные борта и мощная конструкция крыши, способная выдержать даже падение авиалайнера. Экипаж на судне защищен также как на атомных подводных лодках. Способность остаться на плаву при получении повреждений на этом судне обеспечивается как на военном корабле, то есть при затоплении 2 любых отсеков, судно тем не менее останется на плаву, не говоря уже о защите экипажа, которые постоянно там находятся и работают в достаточно комфортных условиях.

Плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) "Академик Ломоносов"

«Академик Ломоносов» называют будущим атомной энергетики. Вслед за ним в России должен появиться целый флот подобных судов. В декабре 2020 года российские атомщики представили улучшенный проект плавучей АЭС. Новая электростанция будет мощнее, а ее конструкция проще. Когда начнется строительство пока неизвестно. Разработчики надеются, что с помощью таких плавучих энергоблоков освоение Арктики пойдет быстрее.